Художники мира. Австрия. Оскар Кокошка 1886 — 1980

Автор:pragmatik

Художники мира. Австрия. Оскар Кокошка 1886 — 1980

Оскар Кокошка

1 марта 1886 — 22 февраля 1980

Иногда читаешь о жизни великого человека и поражаешься, как много в ней противоречий и несовместимых событий. Оскар Кокошка — сплошной скандал, вызов обществу, эмоциональный взрыв и провокация.

В Австро-Венгрии было только две национальности: австриец и венгр. Все остальное — это «так», ничего не значит. Когда в одной стране живет полсотни самых разных народов, учитывать их всех — дело утомительное. Это сегодня за право считать Кокошку своим борются Австрия и Чехия, а тогда… Мальчик из семьи бедного ювелира, родился в маленьком городке. С одной стороны городок на территории Австрии, с другой — его отец был представителем известной чешской ювелирной династии.

Особенным детством Оскар в историю не вошел. Прилежно учился, по настоянию отца после школы поступил в химический техникум. Рисовал иногда, но больше для себя. Его забавные картинки — искаженные страданием лица, части человеческого тела, виды из окна — вызывали недоумение как соратников по учебе, так и преподавателей. Однажды, один из самых консервативных учителей химии бросил небрежно своему ученику: «Все это уродство будет иметь успех в Вене. Мир сошел с ума, отошли их на конкурс этих ненормальных».

Скорее ради любопытства, чем надеясь на приз, Кокошка отсылает работы на конкурс Венской школы ремесел. Уже через месяц, как победитель творческого соревнования, Оскар был зачислен в студенты со стипендией от Венской академии.

«Художества» молодого мастера занимали Вену. Сначала его заметил Климт, затем в покровители навязался архитектор Лоос. Люди были не просто заметные в мире искусства, а самые влиятельные и авторитетные мастера. Уже самые первые работы имели успех у изысканной публики, но тут оказалось, что Кокошка еще и литератор. Его пьесы, которые он сам и оформлял как декоратор, были одна скандальнее другой. Критика громила его на страницах газет, а публика валом валила на представления.

Одну из выставок посетил сам австрийский император. Возле работы Кокошки монарх поморщился. Этого оказалось довольно, чтобы на следующий день Оскара лишили стипендии и отчислили из студентов. Но отнять у него славу уже не мог никто.

Слава молодого художника и драматурга росла, появились и поклонницы. С неутомимым упорством Кокошка одерживает одну любовную победу за другой. Все это до тех пор, пока не нашел свою настоящую «музу» — вдову великого Малера. Пара возбуждала всеобщий интерес. Любовную историю прервала Первая Мировая война.

Попав в плен и будучи несколько раз раненым, Кокошка был признан военными врачами неуравновешенным типом, которому нельзя давать оружие в руки. С таким диагнозом он и появился в Вене.

Последовали выставки, одна, вторая… Все вдруг поняли (критика в том числе), что «этот чех» — великий художник… Но тут в Европе начинают меняться настроения. Фашисты приходят к власти в Италии, нацисты в Германии… Творчество Оскара попадает под определение Геббельса — дегенеративное. Все работы изымаются из музейных коллекций, жизнь все труднее… «Спрятавшись» поначалу в Чехии, уже через два года Кокошка вынужден покинуть и родину предков. Он отправляется в Англию.

Консервативная страна не нуждалась в «художествах» иностранного художника. Военные годы прошли под знаком нищеты и выполнения случайных заказов.

Но уже с 1945 года началось триумфальное возвращение Кокошки на родину. Музеи, которые отказывались от его работ, теперь посвящают его творчеству целые залы. Профессора, которые еще недавно иначе как «дегенерат» его не называли, с восторгом отзываются о его новых работах…

Жизнь налаживается… В Австрии Оскар Кокошка не остался, его мутило от всего окружения. Проработав некоторое время в Венской академии, художник переезжает в Швейцарию.

Последние тридцать лет его жизни прошли тихо и весьма благопристойно. Кокошка словно стал другим человеком. И только его работы остались такими же, как и в 20-е годы: сказочные, яркие, эмоциональные и загадочные.

После смерти великого экспрессиониста, его именем была названа самая престижная премия в области современной живописи. Справедливо.

Источник: Музеи мира

Об авторе

pragmatik administrator

Оставить ответ