Художник Кожаев Сергей Дмитриевич (1939-1983). Иваново

Автор:pragmatik

Художник Кожаев Сергей Дмитриевич (1939-1983). Иваново

Его творчество, признанное и популярное в 60-70-е годы 20 века, памятно многим ценителям искусства и практически незнакомо более молодым поколениям. Его работы хранились в фондах ИОХМ, у частных лиц, но, увы, не встречались с широкой аудиторией.

Сергей Кожаев работал в разных техниках и жанрах. Это, очень талантливый человек, не раскрывший в полной мере, он рано ушел из жизни, всех своих потенциальных творческих возможностей. Он обладал незаурядным темпераментом, собственным взглядом на окружающий мир и человека, сильной, энергичной манерой письма, мастерством композиционных и колористических решений.

Например, большая картина «Сбор картофеля», символичное, при всей реалистичности отражение времени. Напряженный ритм фигур. Сумрачно-землистый колорит. Тяжелая влажная земля, и даже воздух кажется осязаемо тяжелым. Не видно лиц — лишь согнутые спины, натруженные тяжелые руки. Почти физически ощущаешь усталость их. Невеселая реальность. Дефицит радости. Лишь яркое пятно цвета напоминает, что есть и другая жизнь.

Портретные работы еще более усиливают настроение будничной монотонности. Они также отмечены печатью времени. С. Кожаев был наделен интуицией, умением проникать в психологию, понимать внутреннюю сущность своих моделей. Мужские образы сдержанны, суровы.  Детские портреты естественны, выразительны, написаны тепло, с симпатией, но и в них — недетская серьезность, неулыбчивость, словно жизнь уже заразила их взрослыми тревогами и заботами. А вот портрет «Девушки в красном платке» вносит иной акцент в портретную галерею: торжество женственности, молодости и свежести, красоты и обаяния. Женское начало побеждает тусклую обыденность.

И многие пейзажи у С. Кожаева словно вне времени, как сама природа. Они подобны маленьким праздникам в сгущенной атмосфере трудовых и житейских будней. Весна и осень… Радостное чувство обновления и светлая грусть недолгого великолепия осени в преддверии неизбежного увядания. Залитая солнечным светом «Лестница в Крыму»… Палитра светлее. Краски обретают нежность и звучность. Всепобеждающая жизнь природы дарит надежду человеку. Акварель в полной мере способна выразить подобные чувства.

Впрочем, и в ряде акварельных работ — ощутимый налет сдержанности, повседневности, хотя больше в них света и воздуха, больше изящества в цветовых отношениях.

Подобно большинству художников родины первого Совета С.Кожаев в свое время отдал дань историческим сюжетам. Два больших черно-белых места, «Разгон демонстрации» и «Арест», как отзвуки былых потрясений. Мастерство художника проявилось в умении избежать многофигурной перегруженности сцен. Фигура казака с нагайкой, спина упавшей в отчаянии на колени женщины передают жестокость и боль, тревогу и беспомощность, в том числе и людей, как бы оставшихся за кадром. Точно найдены ракурсы фигур, выразительны детали, оптимальны композиционные приемы.

Автор материала Галина Сорокина, «Рабочий край»

 

Об авторе

pragmatik administrator

Оставить ответ