Камиль Писсарро — старший из импрессионистов. Родился в портовом городе, на маленьком, принадлежащем Дании острове Сент-Томас Антильского архипелага, в семье торговца скобяными товарами. В 1841 году родители послали одиннадцатилетнего Камиля учиться во Франции, в коллеж Пасси. Вернувшись, он стал работать в лавке отца в порту. Пять лет послушный сын занимался нелюбимым делом, с трудом урывая время на рисование.
В начале 1850-х годов он подружился с датским художником Мельби, под его влиянием бросил ненавистную торговлю и в 1852 году уехал вместе с ним в столицу Венесуэлы Каракас. В 1854 году Писсарро вернулся в Сент-Томас, но уже через год уехал во Францию, теперь навсегда. Там он поступает в Школу изящных искусств. На его становление как художника оказали влияние Коро и Курбе, а у Моне он позаимствовал принцип разложения цвета. Писсарро сумел использовать в творчестве навыки своих учителей .
Начиная с 1866 года его палитра высветлялась, он увлеченно учился писать воздушную среду, пронизанную солнечным светом; при этом он стал писать шпателем, передавая ощущение формы большими «светящимися» мазками. В результате он создал собственный твердый и уверенный художественный почерк.
Еврейское происхождение становится серьёзным препятствие для его творческой карьеры. Писсарро думает порвать с искусством. Франко-прусская война заставляет его уехать в Лондон, где он, как и Моне, увлеченно пишет городские пейзажи, передающие очарование Туманного Альбиона. В это время прусские солдаты разграбили его дом в Париже , а большинство картин варварски уничтожили.
Писсарро возвращается во Францию. Период нищеты продолжается, смена империи на республику не улучшила, а лишь ухудшила экономическое положение граждан Франции. Буржуа, главные ценители живописи, не могут позволить себе покупку картин. Камиль переезжает в Понтуаз.
Именно в это время он содействует началу карьеры молодого художника П. Сезанна, с которым работает в Понтуазе. «Воздушная» манера передачи красок и форм Писсарро обретает окончательный вид и становится визитной карточкой художника. Кратковременные эксперименты с неоэкспрессионизмом и пуантилизмом не удовлетворяют Камиля. Плодотворные занятия Писсарро гравюрой, офортом и литографией обогащают творческое наследие выдающегося художника, но всё же он сохраняет беззаветную преданность избранному пути, в котором стал мастером.
Начало 1870-х годов справедливо считают этапом достижения зрелости в творчестве художника. Один из примеров – «Понтуаз. Иней на старой Эннерийской дороге»1873 году, картина дышит обаянием чистоты и свежести.
Все последующие полотна Писсарро являются безупречными свидетелями мастерства, признанного всеми художественными музеями.
Мастера нового поколения прибегали к его помощи и как художника, и как мудрому судье в решении личных и коллективных конфликтов. Стремясь к активной общественной деятельности, Камиль Писсарро симпатизировал анархистам и публиковал литографии социально-критического стиля.
Печально, но лишь после смерти Камиль Писсарро, его творчество получило заслуженную оценку. Его называют «апостолом Писсарро» и основателем импрессионизма.
Об авторе