Анри де Тулуз-Лотрек. Художники мира. Франция

Автор:pragmatik

Анри де Тулуз-Лотрек. Художники мира. Франция

24 ноября 1864 — 9 сентября 1901

Анри де Тулуз-Лотрек.
Его родителями были граф Альфонс де Тулуз-Лотрек и Адель де Монфа, двоюродные брат и сестра.
Тулуз-Лотреки принадлежали к древнейшему роду Франции. Это были образованные люди, интересовавшиеся политикой и культурой своей страны, особое внимание уделяли искусству. В замке Боск, где они жили, хранились портреты, офорты, пастели, рисунки. Благодаря семейным пристрастиям, у маленького графа очень рано появился интерес к искусству. Не меньшую любовь мальчик питал к лошадям и собакам, уже с ранних лет занимался верховой ездой и вместе с отцом принимал участие в псовых и соколиных охотах.
Отец хотел воспитать из Анри спортсмена, поэтому часто брал его с собой на бега и в Булонский лес. Он учил мальчика оценивать коня с точностью и тщательностью натуралиста, анализировать его качества. Граф Альфонс брал с собой сына не только на ипподромы, но часто водил его в мастерскую своего друга, художника Рене Пренсто, который создавал блистательные портреты лошадей и собак, никогда не рисовал их в состоянии покоя, а только в движении. Отец и сын вместе брали уроки у этого уже признанного художника.

Мальчик много времени проводил на свежем воздухе, путешествовал, часто посещал родовой замок.
Анри обладал веселым нравом, был любознательным и сообразительным ребенком, но при этом рос хилым и слабым. 30 мая 1878 года, когда юноше было 14 лет, произошло трагическое событие, которое изменило его жизнь. Находясь с матерью в Альби, он, неловко поднявшись с низкого стульчика, упал и сломал ногу. Перелом осложнился тем, что кости ребенка были очень хрупкими и тяжело срастались. Из-за этого несчастного случая Анри едва ли вырос на несколько сантиметров.

После падения он начал систематически рисовать и осваивать приемы работы с маслеными красками. Темы его рисунков не отличались разнообразием. Анри изображал лошадей и экипажи, корабли. Почти через полтора года, когда он уже почти полностью оправился от болезни, произошла новая беда. В августе 1879 года мальчик неожиданно поскользнулся и упал в неглубокий овраг. Как и пятнадцать месяцев назад в Альби, у него случились переломы, а падение превратило его в калеку.

Дважды пережив перелом шейки бедра, Анри просто перестал расти. Будучи абсолютно здоровым человеком, Тулуз-Лотрек оставался маленьким, его рост никогда не превышал 152 см.

Во время болезней Анри много рисовал, уделяя этому гораздо больше времени, чем школьным предметам. Его мать, графиня Адель, отчаянно стремилась вылечить сына, возила по разным курортам, нанимала лучших врачей, но никто не был в силах помочь ее любимому сыну.

Молодой Тулуз-Лотрек продолжал брать уроки у Пренсто. Натурщиками для молодого художника служили члены его семьи.

Талант мальчика развивался быстро и, несмотря на то, что занятия многому его учили, скоро и этого уже было недостаточно, потому что в своем способностях он всегда стремился двигаться вперед. Мастер Пренсто понимал это и посоветовал Анри окончательно перебраться в Париж, чтобы поступить в мастерскую к известному портретисту Леону Бонна.

Лотрек так и сделал и вскоре обучался у Бонна. Мать молодого художника была очень рада такому повороту событий в жизни сына, ну, а сам Анри был просто счастлив. Вскоре по настоянию отца он взял себе псевдоним и свои произведения стал подписывать анаграммой фамилии — «Трекло». Или же совсем не ставил подписи.

Постепенно Монмартр стал центром жизни художника. С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо. Анри Перрюшо в своей книге «Жизнь Тулуз-Лотрека» так описывает этот район столицы Франции: «Париж, казалось, сбрасывал сюда все отребье. Уличные женщины, какие-то темные личности, парии, жившие неизвестно, на какие средства, бездельники, бездарные поэты, анархисты, молодые художники в широкополых шляпах, натурщики и натурщицы в ожидании работы (по воскресеньям на площади Пигаль, вокруг бассейна, устраивалась биржа моделей), нищие сицилианцы в красочных лохмотьях, изображавшие бога, неаполитанки, которые то торгуют своим телом, то позируют для мадонны, красавчики в узких брючках, одинокие дамы — последовательницы Сафо, и разные другие «феномены», говоря языком Лотрека, населяли Монмартр.

Настоящий «Двор чудес». Все здесь были горбунами — одни физически, другие морально. Любой урод пробуждал любопытство лишь в первую минуту, затем никто уже не удивлялся. Пожалуй, больше всего недоумения здесь вызвал бы обычный, нормальный человек. Лотрек чувствовал себя на Монмартре непринужденно. Его уже знали, привыкли к его виду, никто не обращал на него внимания. Это слияние с окружающей его средой помогло Лотреку обрести душевное равновесие. И относительный покой».
Постепенно Анри отошел от общения с людьми своего круга, все больше отдаваясь новой жизни: он перешел в мир парижской богемы и «полусвета», где обрел-таки возможность существовать, не вызывая насмешек или пристального любопытства. Именно здесь художник получал мощные творческие импульсы, у него появилась возможность изучить человека в его неприкрытых и искренних проявлениях.

В творчестве Лотрека складывался свой собственный стиль, в котором активную роль приобретала линия, сочетающаяся с мастерскими колористическими находками, несколько гротесковой характеристикой и нарочитой декоративностью.

Особенно отчетливо становление искусства художника можно проследить в портретах. В начале своего творческого пути Анри неоднократно писал свою мать — «Портрет матери в саду» (1883) и «Портрет матери в гостиной дома в Альби» (1887, оба хранятся в Альби, Музее Тулуз-Лотрека). Эти работы еще близки живописи импрессионистов, хотя в них уже можно отметить гротесково-лирические интонации.

В изображениях других моделей появляется новое звучание — остро психологическое. На протяжении немногих лет стиль мастера менялся, импрессионистическая мягкость письма становилась более графичной. Это можно отметить в «Портрете Сюзанны Валадон» (1885, Копенгаген, Глиптотека) и «Женщине в перчатках» (1891, Париж, Лувр).

В своих портретах Лотрек также стремился познать человека, максимально правдиво, иногда даже беспощадно передать индивидуальную характеристику каждой своей модели. Совершенствуя свой стиль, художник заимствовал у импрессионистов светлую палитру, хотя больше его ничего с ними не связывало. В какой-то степени живописцу был безразличен сельский пейзаж, на фоне которого он изображал свою модель, его и именно интересовало только ее лицо.

Он писал свои модели на пленэре совсем по иным соображениям, чем импрессионисты, не анализируя игру света, теней и бликов, изменение колорита в зависимости от времени дня или года. Тулуз-Лотрек стремился раскрыть психологическую сущность своего героя в освещении более естественном, чем в мастерской. Он хотел показать сущность героя своего полотна без прикрас.

Все портреты, созданные художником, можно условно разделить на две группы.

К первой относятся те, в которой модель как бы ведет диалог со зрителем, глядя ему в глаза: «Жюстин Дьель» (1889, Музей Орсэ, Париж), «Портрет месье Буало» (около 1893, Кливлендский музей искусств).

Во вторую группу можно включить портреты, в которых модель представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки: «Гостиная в Шато де Мальроме» (1886-1887, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), «Дезире Дио (Чтение газеты в саду)» (1890, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), «Портрет Мадам де Гортцикофф» (1893, частная коллекция).

В 1884-1885 годах художник окончательно обосновывается на Монмартре, много пишет и рисует окружающий мир. Героями его работ становятся обитатели кабаре, публичных домов и трудовой люд — прачки и модистки. Рисунки конца 1880-х годов — «Прачка» (1889, Париж, частное собрание) отличаются заостренной экспрессией и решительностью графического выражения.

В 1888 году художника пригласили принять участие в выставке брюссельской «Группы Двадцати», самой активной ассоциации нового искусства. Лотрек не поехал на выставку, но отправил одиннадцать своих полотен и один рисунок. Через какое-то время он снова получил приглашение, и на этот раз повез свои работы сам. Выставка проходила в Бельгии, здесь он представил картину «В Мулен-де-ла-Галлет». Вместе с Лотреком в ней принимали участие известные французские художники — Ренуар, Синьяк, Одилон Редон, Сислей и даже Сезанн и Ван Гог.

Именно 90-е годы XIX века стали временем блестящего рассвета искусства художника Тулуза-Лотрека. Его сатирический взгляд на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа и завсегдатаев притонов нашел выражение в гротесковом преувеличении. Это можно увидеть в таких картинах, как «Танец в Мулен-Руж» (1890, частное собрание), «Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж» (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и других.

С 1892 по 1895 год Тулуз-Лотрек написал множество сцен из жизни обитателей публичных домов. В это время он жил сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переехал на улицу Мулен. На его картинах проститутки прекрасны просто тем, что они женщины. В каждом портрете, в каждом наброске художник ярко передает неповторимость личности, показывает особенности характера и нюансы настроения своих моделей. Картины и зарисовки из жизни проституток одинаково далеки как от романтики порока и соблазна запретного, так и от гневного обличения и назидательности.

Женщины на холстах живописца естественны, они, словно диковинные животные, смотрят на зрителя из своего порочного мира. Лотрек не приукрашивал и не бесславил их.

Обитательницы этих заведений не подозревали о том, с кем имеют дело. Они не знали ни об аристократическом происхождении Лотрека, ни о том, что он известный художник. Для них он был просто «мсье Анри», которого женщины ценили за простые человеческие качества — доброту, заботу, внимание и дружескую нежность.

Теме публичных домов посвящена картина «В кафе» — одна из самых откровенных в искусстве художника.
Особый интерес Тулуз-Лотрек испытывал к ночной жизни Мулен Руж, к вихрю лихорадочного, часто наигранного веселья, в котором нет ничего стабильного, а все перемешалось — реальность, световые эффекты, динамика танца и банальность ситуации. Обыгрывая эту тему, художник нашел яркие и выразительные приемы, особенно они проявились в процессе работы над афишами, которые, бесспорно, принадлежат к числу лучших в этом жанре. За всю свою жизнь художник выполнил около 30 афиш, которые отличаются смелыми композиционными решениями, упрощением формы, декоративностью и вместе с тем экспрессией образов.

Уже в первой такой афише «Мулен Руж» (1891), выполненной для рекламы кабаре, напряженная динамика пространственной композиции несет в себе нескрываемые выразительные качества, не говоря уже о трактовке самих героев — невозмутимого Валентина Бескостного и Ла Гулю. В этом произведении художник использовал темные силуэты зрителей как фон для танцующей в бешенном ритме Ла Гулю. Таким образом, получился сложный орнаментальный узор.

На афише, рекламирующей кабаре «Диван Жапоне», в роли посетительницы изображена Джейн Авриль. Этот лист построен на цветовых и пространственных контрастах, на противопоставлении напряженных, упругих и динамичных линий. Основу выразительности составляют витиеватые линии и плоские декоративные пятна.

В таком подходе к изображению можно отметить связь манеры Лотрека с принципами модерна. Пользуясь приемами этого стиля, художник, тем не менее, не использовал эстетику модерна, проявляющуюся во внешнем украшении образов. Стиль афиш мастера основывался на заострении формы, динамичности ритмов и на повышенной декоративности цвета и линий. Все эти черты, определив манеру художника, стали играть первостепенную роль и в его станковых работах — например, в одном из самых блистательных произведений «Мавританский танец» (1895, Париж, Лувр).

Эта работа служила плакатом выступлений Ля Гулю на Тронной ярмарке. Танцовщица изображена на сцене в глубине картины, она поглощена своим танцем. А зрители на первом плане представляют собой прекрасный групповой портрет. Всех изображенных Тулуз-Лотрек объединил общей причудливой линией, как бы вплетая все эти образы в канву всего композиционного строя. Среди изображенных на первом плане можно заметить самого художника и его друзей — Оскара Уальда и Феликса Фенеона.

Впрочем, живописные приемы художника весьма разнообразны. Некоторые из своих работ он строил на сочетании локальных пятен, где удивительную вибрирующую атмосферу создавал посредством нанесения отдельных мазков-штрихов («Клоунесса Ша-Ю-Као», 1895, Париж, Лувр).

Время шло, Тулуз-Лотрек создавал свои реалистические картины и афиши. Но он увлекся алкоголем, последний период его жизни из фарса превратился в трагедию. Образ жизни, который он вел на протяжении десяти лет, сильно подорвал ему здоровье. Чувство юмора и жизнелюбие сменились агрессией и беспокойством, а полотна потеряли тонкий исключительный лиризм. Не смотря на проблемы со здоровьем, художник не опускал руки, продолжил творить, работал днями и ночами, нередко стимулируя себя спиртным. В таком состоянии он создал около 60 литографий, которые были представлены на выставке, посвященной его творчеству в лондонском зале галереи Гупиля в 1898 году. Однажды даже из-за ослабленного здоровья и накопившейся усталости художник заснул во время вернисажа, на котором присутствовал будущий король Англии Эдуард VII.

Увлечение алкоголем уже к 30 годам сделало Лотрека больным человеком, более того, он заразился сифилисом. Ко всему прочему страдал бессонницей, его мучили страшные галлюцинации и мании преследования. Вскоре мать поместила сына в психиатрическую клинику под Парижем, в городке Нейи. Там художник находился с 27 февраля по 17 мая 1899 года.

Пребывание в этом заведении удручало Лотрека, он сравнивал свое нахождение в больнице с заточением, которое неизменно повлечет за собой смерть. В мае художник покинул клинику и, несмотря на усталость, нашел в себе силы создать альбом «Цирк». Главное, что привлекло Лотрека в цирке, — это лошади, наездники и наездницы, а также выступления акробатов, жонглеров, эквилибристов, дрессированных животных, рискованные полеты воздушных гимнастов. Подлинный восторг у него вызывало мастерство, с которым артисты владеют своим искусством. Пожалуй, лучшей работой из этой серии можно назвать «Цирк Фернандо» (1888, Чикаго, Институт искусств), ставшей первой на цирковую тему. В нем Лотрек окончательно отошел от импрессионистской манеры письма, широкие плоские мазки придают полотну особое состояние живости.

В последующие два года жизни его картины стали мрачными и меланхоличными. В искусстве на первый план проступали ощущения боли и мрачной тревоги. Цвет обрел драматический накал, в то время как линия потеряла свою гибкость и выразительную силу. Многие исследователи видят в его последних картинах проявление творческого упадка.

В этот период рядом с ним находился его дальний родственник Поль Вио, которого к Лотреку намеренно приставили родные. Поль должен был следить, чтобы Анри не пил…

Весной 1901 года, словно предчувствуя близкую кончину, художник навел порядок в своей мастерской, закончил эскизы и подписал все картины, на которых не было подписи. В начале лета состояние его здоровья резко ухудшилось. 15 июля мать увезла его в семейное поместье Мальромс, где через некоторое время в результате инсульта у художника случился паралич ног. 9 сентября того же года в возрасте 37 лет Тулуз-Лотрек умер на руках своей матери.

Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа внес свой несомненный вклад в развитие изобразительного искусства. Он не был первым и единственным художником, запечатлевшим бурную и заманчивую жизни ночного Парижа, расцвет Монмартра как средоточия городских увеселений.

Произведения других художников, писавших на эту тему, тоже донесли до наших дней пестроту этой жизни, однако Лотрек дал свою собственную, подчас нелицеприятную, но остропсихологическую оценку ночной жизни, являясь при этом ее частью.

Источник:

http://muzei-mira.comhttp://www.printdigital.ruhttp://www.tuluz.ruhttp://www.printdigital.ru

Об авторе

pragmatik administrator

Оставить ответ